Методическая игра «Колесо истории» используется в случае, когда вы хотите привлечь внимание учеников к биографии людей, создававших науку, в частности – физику или математику.
Ход игры: предлагается список фамилий учёных и ряд интересных фактов из их биографий.
Необходимо установить логическую связь, то есть: какой факт взят из биографии какого учёного, из предложенного списка. Материал можно брать из Википедии. Достоверность информации не 100%, приходится надеяться на порядочность авторов статей, как впрочем и в случае, когда информация берется из других научно – популярных источников.
Работу по составлению вопросов к игре «Колесо истории», в процессе которой дети знакомятся с историей открытий, с биографиями учёных, чьи имена носят названия законов или физических величин, можно предложить провести и самим ученикам. После такого труда трудно забыть наименования физических величин или сам закон.
1 игра. Например, для МКТ:
- В 1820-1830 гг. этот основоположник теории МКТ работал в Петербурге в Институте инженеров путей сообщения (Ответ. Клапейрон)
- Именем этого основоположника теории МКТ назван лунный кратер (Ответ. Мариотт, Бойль, Авогадро, Гей-Люссак, Больцман)
- Именем этого основоположника теории МКТ назван не только лунный кратер, но и минерал (авогадрит) и астероид (12294). (Ответ. Авогадро)
- Этот основоположник теории МКТ летал на воздушном шаре (Ответ. Шарль, Менделеев)
- Великий химик Клод Луи Бертолле, завещал своему ученику шпагу пэра Франции, так как не сомневался, что со временем он войдёт в палату пэров. Тем не менее, избрание наследника затянулось на долгие годы, поскольку по тогдашним представлением пэру Франции не подобало заниматься ручным трудом. Да ещё каким! При проведении химических опытов, во время экспериментов с калием, в результате взрыва наследник пэра потерял глаз, а в результате взрыва стеклянного сосуда с газообразными углеводородами, получил серьёзную травму руки, ставшую в последствии причиной его смерти. (Ответ. Гей-Люссак)
Варианты ответов (список учёных в хронологическом порядке):
- Эдм Марио́тт (фр.1620, Дижон — 12 мая 1684, Париж) — аббат, французский физик XVII века, родился в Бургундии в 1620 году.
- Роберт Бойль (англ.25 января 1627 года — 30 декабря 1691 года) — англо-ирландский натурфилософ, физик, химик и богослов.
- Жак Алекса́ндр Сеза́р Шарль (фр. 12 ноября 1746, Божанси, Луаре — 7 апреля 1823, Париж) — французский изобретатель и учёный.
- Амеде́о Авога́дро (итал. 9 августа 1776, Турин — 9 июля 1856, Турин) — итальянский учёный, физик и химик.
- Жозе́ф Луи́ Гей-Люсса́к (фр. 6 декабря 1778, Сен-Леонар-де-Нобла — 9 мая 1850, Париж) — французский химик и физик.
- Бенуа́ Поль Эми́ль Клапейро́н (фр.26 февраля 1799, Париж — 28 января 1864, там же) — французский физик и инженер.
- Дми́трий Ива́нович Менделе́ев (8 февраля 1834, Тобольск —2 февраля 1907, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
- Лю́двиг Бо́льцман (нем.20 февраля 1844, Вена, Австрийская империя — 5 сентября 1906, Италия) — австрийский физик-теоретик, основатель статистической механики и молекулярно-кинетической теории
2 игра. Электродинамика
Об Алесандро Вольта можно составить такой вопрос – микро биографию:
«Он родился в 1775 году в родовом имении, где предки его жили в течении многих веков. Его отец Филиппо запустил дела, будучи человеком легкомысленным. Мать, герцогиня Маддалена Инзаи, родила 7 детей. Все дети были как дети, один Аллесандро был плох – развивался ненормально как физически, так и умственно. Долго его считали немым, считали до тех пор, пока 4-х летний заморыш не произнёс своё первое слово «нет». Затем развитие «дефективного» ребёнка пошло очень быстро. В 30 лет стал уже знаменитым учёным: изобрёл электрофор – прибор для опытов со статическим электричеством, который состоял из сургучной подушки, металлического диска со стеклянной ручкой, собственного пальца и … кошки. Он же изобрёл первую электрическую батарею. Первый источник тока состоял из многих последовательно соединённых цинковых и медных пластин, опущенных попарно в сосуды с разбавленной кислотой – «корону сосудов».
Алессандро становится профессором, и на него золотым дождём сыплются почести многих академий. Наполеон сделал его рыцарем Почётного легиона, дал звание сенатора и графа. Этот человек прожил долгую и счастливую жизнь, а потомки увековечили его имя в единице измерения напряжения».
Вот другие примеры:
«Согласно опросам зарубежных, авторитетных специалистов этот учёный был признан самым замечательным, крупнейшим учёным 19 века. А родился он семнадцатым ребенком в семье. В тот год его отец, учитель гимназии, ослеп и вышел на пенсию. Мальчик в гимназию поступил рано, однако ему досаждала латынь, по которой он нередко получал единицы. Затем он заинтересовался физикой, математикой, географией, астрономией, историей. Стал успевающим учеником. В выпускном аттестате у него были только две удовлетворительные оценки: по Закону Божьему и по словесности. Многочисленны и разнообразны работы учёного. В них он затрагивает все разделы химии, вопросы физики, минералогии, философии, педагогики и даже живописи. 7 августа этот учёный совершил полёт на воздушном шаре на высоте 3500м один, без опытного пилота, с целью наблюдения полного солнечного затмения. Закончив наблюдения, он обнаружил узлы на веревке от клапана, регулирующего выпуск водорода при посадке. Пришлось подниматься над воздушной пропастью по веревкам, на которых висела корзина, к оболочке шара, чтобы устранить неисправность и продолжить полёт».
О КАКОМ УЧЁНОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ)
«До нас дошло всего три его портрета, да и то выполненных «друг с друга». На всех трёх изображен отменно упитанный господин с двумя подбородками в роскошно расшитом золотом сюртуке.
Холёные, с припухлостями руки сложены очень элегантно. Вероятно, нищий и голодный художник материализовал в портрете своё представление об идеале процветающего сытого и мечтательного придворного. Только привычкой к портретам можно объяснить притупление чувства протеста против образа, столь не вяжущегося с представлением о прямолинейном, простом и невероятно трудолюбивом человеке.
Обильно напудренный и тщательно завитой парик – едва ли не главный объект внимания художника – учёный, по свидетельству его племянницы использовал своеобразно: он им «утирался, когда принимался за щи». А руки его были грубы, по-медвежьи сильны, обожжены и съедены кислотой. Ходил он чаще всего в затрапезном лабораторном фартуке.
Для многих соотечественников было полной неожиданностью то, что в 1760 году этот учёный был избран почётным членом Шведской академии наук, в 1764 году членом Болонской академии. Умер он, почитаемый больше за организатора отечественной науки или за стихотворца, но никак не за величайшего учёного.
Лишь в 1904 году были переведены с латинского и немецкого оригинальные научные труды учёного на родной язык. И только тогда, чуть ли не через 150 лет после его смерти, выяснилось, как гениален был этот человек. Любого из его открытий – законов сохранения вещества и энергии, понятия абсолютного нуля, атмосферы у Венеры, кинетической теории газов, теории атмосферного электричества – было бы вполне достаточно, чтобы поставить его имя с самыми великими именами».
О КАКОМ УЧЁНОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ)
«Вильям Гильберт открыл довольно много веществ, которые как и янтарь, могут притягивать мелкие пылинки. Испробуя эти вещества, десятипудовый любознательный бургомистр немецкого города Магдебурга изготовил странную машину: шар из серы, приводимый во вращение.
Если шар при вращении придерживать ладонями, на нём скапливается электрический заряд. С помощью шара можно было делать много занятых экспериментов с наэлектризованными предметами. В то время бургомистру было уже более 60. Родился он в семье магдебургского патриция в 1602 году. Долго учился в Голландии, Германии, Англии, Франции. Вернулся на родину в 25 лет, женился, родил 3 сыновей, был назначен охранителем и военачальником Магдебурга и 44х лет был избран бургомистром родного города. Время было бурное, город переходил из рук в руки.
Приходилось иногда, и улепётывать от противника, оставляя на разграбление дом. На досуге занимался науками. Ему было 50, когда он прославился своими «магдебургскими полушариями» — пустые полусферы, которые не могли растянуть 10 лошадей, сдавленных атмосферным давлением.
60ти лет он окончил книгу, посвящённую физическим опытам. Её печатали 10 лет и она вышла к 70-летию автора. Через 6 лет он добивается отставки, а ещё через 3 года он умирает от чумы.
Используя его открытие, была создана «лейденская банка» – первый простейший конденсатор, способный накапливать электричество».
О КАКОМ УЧЁНОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (ОТТО ФОН ГЕРИКЕ).
«Америка, 1747 год…. На лекцию по электричеству в Бостоне попал средних лет джентльмен, высокий, импозантный, прекрасно сложенный, окружённый друзьями и почитателями.
Трудно представить более выдающуюся и популярную личность своего времени. Он был активным борцом за освобождение Америки от английского ига. В 27 лет он помимо всего прочего был популярнейшим писателем. Благодаря его дипломатическим способностям, Америке удалось привлечь на свою сторону Францию.
Затем – подписание мирного договора с Англией, в котором она признала полную независимость американских колоний. Он боролся и против «рабства в свободном государстве», выступая за освобождение негров.
Родился он в 1706 году в Бостоне и был 15-ым ребенком мелкого ремесленника, жил 84 года и занимался физикой всего 7 лет – с 1747 по 1753 год.
Когда мы пользуемся словами «батарея», «конденсатор», «проводник», «заряд», «разряд», «обмотка» мы вряд ли помним о том, что первым дал название всем этим вещам именно этот человек. Он систематизировал все знания об электричестве того времени, создал стройную теорию статического электричества и его передачи от одного тела к другому – ту самую теорию, которую мы проходим в 8 классе. Он доказал электрическую природу молнии и изобрел громоотвод».
О КАКОМ УЧЁНОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (БЕНЖАМЕН ФРАНКЛИН)
«Бронзовый памятник, восседающий сейчас на одной из площадей своего родного города Лиона, вряд ли похож на настоящего, живого учёного – тот был человеком из плоти и крови, он «скорее был уродлив, чем некрасив», одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил «на всякий случай» с большим зонтом, был неуклюж и неловок. Жизнь его с самого начала складывалась неудачно. Отец, мировой судья в Лионе, во время революции 1789-1793 годов был казнён на гильотине, хотя, казалось, всегда действовал с лучшими намерениями. «Я сомневаюсь, чтобы… нашелся хотя бы один гражданин, который был бы предан отечеству, как я…я всегда добросовестно относился к моим обязанностям и болел за дело…» — писал он жене перед казнью. В том же письме он описывает и неблагоприятное состояние семейных финансов: «Самым большим моим расходом была покупка книг и геометрических приборов, без которых мой сын не мог бы обойтись».
В личной жизни он был очень несчастен. А о его рассеянности ходили анекдоты. Однажды он с сосредоточенным видом варил в воде 3 минуты свои часы, держа яйцо в руках. Другой случай: он шел по улице, производя, как всегда в уме сложные расчёты. Он ничуть не удивился, когда перед ним возникла прекрасная чёрная доска, спокойно достал из сюртука непременный кусок мела и стал записывать результаты; он не удивился и тогда, когда доска начала двигаться вперёд, и для того, чтобы поспешить за ней, ему пришлось идти, а затем бежать. Доска оказалась задней стенкой кареты.
Получив волей несчастного отца хорошее образование, мальчик не посетил ни одного класса школы, он увлёкся математикой, литературой. Сохранилось большое число его стихотворений и даже писем в стихах. Увлекался он механикой, химией, греческим языком, ботаникой.
В 27 лет он уже намечает в общем виде те идеи, благодаря которым он через много лет приобретет признание, выразив их в неожиданной и яркой форме языком новой тогда науки – электродинамики. Он интуитивно увидел общие корни, питающие электричество и магнетизм.
В 39 лет он стал академиком по секции геометрии за исследования в области математики и химии. Но величайшее открытие, благодаря которому теперь есть и город его имени и железнодорожная станция и научно-исследовательский центр и музей и одна из главных электротехнических единиц системы СИ, он совершил в области электромагнетизма, указав их связь».
О КАКОМ УЧЁНОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (АНДРЕ-МАРИ АМПЕР)
Варианты ответов (список учёных в хронологическом порядке):
1. Отто фон Ге́рике (1602, Магдебург — 1686, Гамбург) — немецкий физик, инженер и философ.
2. Бе́нджамин Фра́нклин (17 января 1706 года, Бостон, Провинция Массачусетс-Бэй — 17 апреля 1790 года, Филадельфия, США) — американский политический деятель, дипломат, полимат, изобретатель, писатель, журналист, издатель. Один из лидеров войны за независимость США.
3. Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 ноября 1711, деревня Мишанинская (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство —4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера
4. Алесса́ндро Джузеппе Анто́нио Анаста́сио Джерола́мо Умберто Во́льта (18 февраля 1745, Комо — 5 марта 1827, там же) — итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве; граф (1801).
5. Андрэ-Мари́ Ампе́р (20 января 1775 — 10 июня 1836) — знаменитый французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук (1814). Член многих академий наук, в частности иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1830).
6. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев (8 февраля 1834, Тобольск —2 февраля 1907, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.
Знания, которые мы легко получаем из книг, добывались тяжелейшим трудом, часто с риском для здоровья и даже для жизни. Эти люди заслужили, чтобы о них помнили.
Какой замечательный материал! положила себе интернетбабулю в закладки. Как раз то, что я искала!
Спасибо большое за добрые слова
Когда пол жизни на такое смотришь в реале…
Вы правы. Я уверен.