Накоплен немалый опыт. И он мог бы быть полезным всем, как теперь принято говорить, «участникам педагогического процесса». Как вы думаете, нужны ли видеоролика с таким содержанием, как приводится в тексте ниже? Или достаточно книги в pdf-формате? (Дело в том, что с качеством звукозаписи у меня есть некоторые проблемы).
Жду вашего совета, потому что у меня накопилось много такой информации.
Характеристики физической величины ФВ
1 | Наименование ФВ | скорость |
2 | ФВ – векторная или скалярная | векторная (имеет помимо числовой характеристики определенное направление в пространстве) |
3 | Обозначение ФВ | v |
4 | Определение ФВ | v = S : t |
5 | Формулы, содержащие ФВ | N = F · v; F = m · Δv/t; Ек = m · v2/2; … |
6 | Значение ФВ | v = 5 м/с |
7 | Единицы измерения ФВ | км/ч, м/с (в СИ) |
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
1 | Краткая запись условия задачи с использованием условных обозначений ФВ (дано), создание, при необходимости, пояснительного рисунка. |
2 | Перевод единиц измерения ФВ в систему СИ, за некоторым небольшим исключением, когда решение может быть проще без этого перевода. |
3 | Подбор формул, описывающих закономерности изменений ФВ, соответствующих условию задачи. |
4 | Вывод расчётной формулы для ФВ, исходя из данных в условии задачи величин. |
5 | Подстановка значений ФВ в расчётную формулу из «дано», вычисление значения искомой ФВ. |
6 | Проверка размерности (наименования) ФВ по расчётной формуле. |
7 | Запись ответа задачи. |
РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ
Задача. Один велосипедист в течение 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же путь за 9 с. Какой была скорость второго велосипедиста?
Дано:
S₁ = S₂ = S; t₁ = 12 с; v₁ = 6 м/с; t₂ = 9 с. . . |
СИ:
. . . . . . |
Решение.
Два велосипедиста двигались по одному и тому же маршруту, имеющему длину S₁ = S₂ = S. Первый велосипедист в течение времени t₁ двигался равномерно со скоростью v₁, пройденное им расстояние будет: S₁ = v₁ ∙ t₁. Второй велосипедист проехал этот же путь за время t₂ с постоянной скоростью: v₂ = S₂ : t₂. S₁ = v₁ ∙ t₁; S₁ = S₂ = S; v₂ = S₂ : t₂, ⇒ v₂ = (v₁ ∙ t₁) : t₂; ПЗФВвРФ v₂ = (6 ∙ 12) : 9; v₂ = 8; [v₂] = (м/с ∙ с) : с = м/с – проверка размерности. |
Найти:
v₂ = ? |
Ответ: 8 м/с – скорость второго велосипедиста.
|
На первых порах обучающимся легче решать задачи по действиям – так как они привыкли это делать на уроках математики. Умение выводить объединённую расчётную формулу приходит с опытом.
2 способ решения (математический – упрощённый).
Скорость | Время | Расстояние | |
1 велосипедист | v₁ = 6 м/с | t₁ = 12 с | S₁ — ? м |
2 велосипедист | v₂ — ? м/с | t₂ = 9 с | S₂ = S₁ |
Дано:
S₁ = S₂ = S; t₁ = 12 с; v₁ = 6 м/с; t₂ = 9 с. . . |
СИ:
. . . . . |
Решение.
1). Первый велосипедист в течение времени t₁ двигался равномерно со скоростью v₁, пройденное им расстояние будет: S₁ = v₁ ∙ t₁; ПЗФВвФ S₁ = 6 м/с ∙ 12 с; S₁ = 72 м. 2). Два велосипедиста двигались по одному и тому же маршруту, имеющему длину S₁ = S₂ = 72 м. Второй велосипедист проехал этот путь за время t₂ с постоянной скоростью: v₂ = S₂ : t₂; ПЗФВвФ v₂ = 72 м : 9 с; v₂ = 8 м/с. |
Найти:
v₂ = ? |
Ответ: 8 м/с – скорость второго велосипедиста.
|
ПЗФВв(Р)Ф – подставим значения физических величин в (расчётную) формулу, получим
Задача. Определите среднюю скорость, если за 0,2 часа тело прошло 500 метров, а следующие 20 метров тело двигалось со скоростью 5м/с.
Дано:
t₁ = 0,2 ч S₁ = 500 м S₂ = 20 м v₂ = 5 м/с . . . |
СИ:
720 с . . . . . . |
Решение.
Для определения средней скорости необходимо весь пройденный путь S₁ + S₂ разделить на всё, потраченное на него, время t₁ + t₂, то есть: v(ср) = (S₁ + S₂) : (t₁ + t₂). На первом участке пути за время t₁ тело прошло расстояние S₁. На следующий участок пути S₂ тело, двигаясь со скоростью v₂, потратило t₂ = S₂/v₂. Получаем: v(ср) = (S₁ + S₂) : (t₁ + S₂/v₂). ПЗФВв(Р)Ф v(ср) = (500 м + 20 м) : (720 с + 20 м/(5 м/с)); v(ср) ≈ 0,72 м/с. |
Найти: v(ср) = ? | Ответ: средняя скорость тела составляет ≈ 0,72 м/с.
|
И так далее. Жду вашего совета.
Что же является важным для учителя? Дать прочные знания, воспитать порядочного, доброго, честного человека. А самое главное научить учиться, добывать знания, найти правильный путь, свое призвание. Свою задачу я вижу не только в том, чтобы дать знания по физике, я должна повести за собой, заинтересовать. Дети самые строгие судьи, они помогают понять, правильно ли я веду урок, нахожу ли я путь к их сердцу, зарождаю ли интерес к предмету. Моя главная роль на уроке – организовать учебный процесс так, чтобы идти вместе с учениками, направлять их мысль, вместе с ними искать и находить ответы на поставленные вопросы. Начиная урок, я задаю себе вопрос о том, как привить интерес к предмету через создание положительной мотивации его изучения. В таких случаях главное постепенно, поэтапно, на доступных пониманию примерах показать, что эта наука необходима в жизни. На уроках учащиеся получают возможность участвовать в различных формах освоения учебного материала: слушать, смотреть, задавать вопросы, моделировать ситуации, принимать участие в деловых играх, читать, писать, работать с оборудованием, посредством решения проблем находить ответы на возникающие вопросы. Я считаю, что успех учителя в успехе его учеников! Я счастлива, что я Учитель! Мне нравятся дети, общение с ними, радость совместного познания и обучения.
Приятно, что вы цитируете учителей. Так о себе пишут Минниярова Лилия Борисовна и Анисимова Вероника Васильевна
Приветствую! Классный у вас сайт!
Nice!
Браво, отличный ответ.